Позиция РАЭК по законопроекту О досудебных блокировках за экстремизм
12.11.2013
8 ноября 2013 года в Государственную Думу Российской Федерации депутатом А.К. Луговым внесён законопроект №380323-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»». ![]() Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» новой статьей 15.3. определяющей порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, распространяющим противоправную информацию в досудебном порядке. Комиссия РАЭК по правовым вопросам рассмотрела законопроект и сформулировала ряд замечаний.
Юридико-технические замечания к законопроекту:
1. Неясно, что подразумевается под «публичными массовыми мероприятиями» - такое понятие отсутствует в действующем законодательстве и не определяется в законопроекте; 2. Непонятно, о каком порядке идет речь в п.1 статьи 15.1; 3. В действующем законодательстве отсутствует понятие «призывы», вследствие чего понятие надо либо ввести в законодательство, либо использовать определённые в законодательстве понятия.; 4. Неясно, какой срок имеется ввиду под понятием «незамедлительно». При условии что законопроект предполагает введение обязанностей у операторов, то при расплывчатом сроке непонятно в какой срок будет возникать ответственность за несоблюдение сроков; 5. Непонятно, каким образом в рамках предусмотренного порядка владелец сайта может оспорить блокировку: согласно статье 15.1 №149-ФЗ порядок предусмотрен в самой статье – обжалуется само решение о включении в реестр; согласно статье с 15.2 №149-ФЗ можно обжаловать определение суда о принятии обеспечительных мер. В проектируемой статье 15.3 порядок обжалования не указан; 6. Не определён перечень того, призывы к чему будут блокироваться в указанном порядке, что это может быть расценено прокуратурой открытость перечня информации, которая может быть заблокирована в досудебном порядке и, как следствие, привести к расширительному толкованию. В частности в пп. 2 п. 2 присутствует следующее обобщение: «призывы к совершению преступлений, в том числе…»; 7. На сетевые СМИ должен распространяться особый порядок, предусмотренный законом о СМИ и 114-ФЗ: частности, прокурор обязан направить непосредственно СМИ предупреждение, в котором устанавливается срок для устранения нарушений, которое может быть обжаловано (а также в случае неисполнения или если оно повторное – может служить основанием для прекращения деятельности СМИ). Учитывая текущую деятельность прокуратуры, не учитывающую статуса СМИ, необходимо прямо указать на порядок его применения к сетевым СМИ.
Концептуальные замечания у законопроекту:
1. Согласно закону №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» информационные материалы могут быть признаны экстремистскими только на основании решения суда. Соответственно, данная инициатива наделяет прокуратуру полномочиями судебных органов, что приводит к смешению функций двух ветвей власти, а следовательно вступает в противоречие с основным законом Российской Федерации, а это, в свою очередь, предполагает ответственность по тому же закону №114-ФЗ. 2. Текущая судебная правоприменительная практика, касающаяся дел по №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противоречива, так как отсутствуют чёткие критерии отнесения той или иной информации к «экстремистской» или «призывающей к разжиганию национальной розни». Соответственно, предоставление полномочия несудебному органу выносить решения по такого рода делам приведёт к ещё более широким злоупотреблениям правом. 3. Текущий порядок блокировок противоправной информации, предусмотренный №149-ФЗ ст. 15.1 в части, касающейся блокировки ресурсов по судебным решениям, в том числе и на основании №114-ФЗ до настоящего времени не исполняется вследствие бездействия надзорных органов и отсутствия разъяснений Верховного Суда. Представляется преждевременным создание дублирующего существующую и неработающую процедуру досудебного механизма.
В связи с вышеуказанным, считаем законопроект несвоевременным. Прежде чем выступать с такого рода инициативами, необходимо внесение изменений в №114-ФЗ в части уточнения критериев отнесения информации к экстремистской, а также аналогичные законодательные акты в той же части. |
Что такое интернет сообщество?
Интернет сообщество - это группа людей, которые имеют общие интересы и общаются по этому поводу в интернете.
Точка зрения
Последние комментарииНовости
Новости компаний
|